"Откуда взялся миллиард": В Литве поспорили из-за убытков после закрытия границы с Беларусью
Власти Литвы и перевозчики называют разные цифры убытков из-за остановки работы пропускных пунктов на границе с Беларусью. Официальный Вильнюс, тем не менее, не намерен идти навстречу логистическим компаниям.

Вице-президент ассоциации перевозчиков Linava Олег Тарасов настаивает, что потери Литвы из-за закрытия границы могут быть колоссальными.
«Будет где-то половина транзита, мы потеряем где-то 7–8% ВВП. [В евро] это миллиарды», — заявил он.
По оценкам Linava, в направлении Восток — Центральная Азия, Китай через Беларусь из Литвы курсирует около 7000 грузовиков. Ежемесячный доход каждого грузовика составляет до 10 тысяч евро.
«Умножаем 7000 на 10 000, получается 70 миллионов в месяц. Значит, в год можно говорить о миллиарде», — поделился подсчётами Тарасов.
Однако с его математикой несогласны другие эксперты. «Я не очень понимаю, откуда мог взяться этот миллиард. Думаю, максимальный размер проблемы — около ста миллионов», — заявил экономист банка Citadele Александр Изгородин.
По его подсчётам, в направлении Беларуси из Литвы и обратно идёт только 10% от всех грузов. «Проблемы будут, но, на мой взгляд, они не очень серьёзные и не очень большие. По сравнению со всеми объёмами перевозок это капля в море», — заявил Изгородин.
По оценкам других перевозчиков, в их портфеле заказов белорусское направление занимало до 30% от всех перевозок. Но при этом остальные 70% тоже были связаны с транзитом из Беларуси опосредованно.
«Без этих 30% не будет этих 70%», — признался Виталиус Гигявичюс, руководитель компании «Келрува». По его словам, далее часть грузов шла из Западной Европы через Литву и далее на Восток.
«Приняв решение о закрытии границы, мы теряем статус транзитной страны. Грузопоток уменьшается. Весь поток идёт полякам», — подвёл итог бизнесмен.
Тем не менее, власти Литвы рассматриют и закрытие железнодорожного сообщения как последний элемент давления на Минск. Но пока неофициально, сообщило LRT.
«У нас есть сосед, который использует в своих целях всё, что движется, всё, что может в нас бросить. Мы должны повысить нашу устойчивость», — заявил ранее министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис.
По словам аналитика банка Изгородина, небольшие перевозчики должны были осознавать риск работы на восточном направлении.
«Работать с рынком СНГ относительно выгоднее, чем с рынком ЕС, но и рисковать предпринимателю приходится больше», - заявил Изгородин.
В свою очередь, официальный Минск в лице министра иностранных дел Максима Рыженкова обвинил литовские власти в попытке заработать на “конфликтном потенциале” с Минском. Именно это, по мнению дипломата, стало причиной закрытия границы с Беларусью.
Если он прав, то европейские финансовые вливания кратно превзойдут потери от транзита. А значит, правительство Литвы может продолжать свою линию. Однако власти соседней страны уже констатировали, что поток воздушных шаров, несмотря на благоприятный для контрабандистов ветер, значительно сократился.
«Ждите красивых вливаний» — Рыженков обвинил Вильнюс в попытке заработать на конфликте с Минском